Полезные статьи

Категории раздела
Форма входа
Закладки

История витража

Трудно с определенной точностью сказать, когда человечество придумало витраж. Первые мозаичные картины с использованием стеклянных элементов ученые находят при раскопках на территории Древнего Рима, Помпей, Геркуланума. Но это, по большей части именно мозаики, поскольку выложены, главным образом, на полу и стенах домов.

Но уже в IV-м веке мы обнаруживаем цветные стекла, прообраз классического витража, на своем классическом месте, в окнах Софийского собора в столице Византии – Константинополе.

Скорее всего, первоначально витражи представляли собой отдельные фрагменты разных по цвету стекол, вставленные в оконные проемы. Своего расцвета витражное искусство достигло в Средние века, когда человек научился изготавливать плоское стекло и окрашивать его обжигом, а также придумал вставлять стекла в специальные свинцовые оправы (возможно, взяв за основу технику инкрустации драгоценными камнями в ювелирных украшениях).

Загрузка рисунка

Первые сведения о создании витража в его классическом виде датируются XII-м веком в описании средневекового монаха Теофила. Понимая тот мощный эстетический и даже магический посыл, который несут в себе витражные картины, церковь сделала витражи одним из главных художественных оружий воздействия на человеческие умы. И до сих пор при посещении готических соборов людей охватывает трепет от этого многоцветного великолепия, поражая своей красотой, монументальностью и преклонением перед талантом и мастерством средневековых художников и ремесленников.

Недаром для изготовления витражей церковь привлекала лучших из лучших живописцев и мастеров своей эпохи, явивших миру шедевры древнего зодчества и прикладного искусства по всей Европе: в Италии, Франции, Германии, Англии…

Со временем религиозная тематика стала уступать место светской, а сами витражи нашли свое место в домах зажиточных людей, общественных зданиях. Искусство, призванное служить религиозному культу, стало более доступным. Менялся и подход к обработке стеклянных мозаик.

Загрузка рисунка

Техника росписи по стеклу, позволявшая существенно расширить художественную палитру и возможность передать мельчайшие детали и нюансы (при существенном снижении затрат и стоимости), в какой-то период сильно потеснила классический переплетный витраж.

Переломным моментом явился XIX-й век, давший миру и витражному искусству такие прославленные имена как Ля Фарж и Тиффани. Трудам и опытам со стеклом Джона Ля Фаржа мы обязаны появлению молочного стекла с его причудливыми полупрозрачными разводами, имитирующими структуру опала. Льюис Тиффани применил вместо сложной, громоздкой и трудоемкой техники классического витража более тонкую, точную, ажурную и гибкую, с точки зрения художественного воплощения, технику сборки каркаса.

Данные новации позволили вдохнуть новую жизнь в этот вид прикладного искусства, сделали витраж вновь чрезвычайно популярным на волне пришедших в мир художественных стилей неоклассики, модерна (или Арт-Нуво). Причудливые флористические орнаменты стиля модерн пришлись как нельзя кстати новым возможностям витражной техники.

Именно благодаря этим двум замечательным людям витраж из разряда прикладного и утилитарно-оформительского ремесла вновь стал настоящим произведением искусства, каким и остается по сей день.


10.07.2011
Раздел: Витражи | Просмотров: 5333 | Комментариев: 0
Теги: история, витражи, арт-нуво, Мозаика, художественные стили
Комментарии
Добавить комментарий
avatar