ver. 1.06
График

Полезные статьи

Категории раздела
Обработка керамогранита [16]
Декоративные напольные панно [1]
Мозаика [4]
Витражи [7]
Художественные стили [3]
Сторонние статьи [0]
Форма входа
Новости
Совершеннолетие
С новым учебным годом
С профессиональным праздником, коллеги
Майский график
Навстречу майским
Акции
Назад в будущее!
Акция Золотая Осень!
Повышение цен 2017!
Неминуемое повышение цен!
Митинг 12 ноября. Остановим строительство ГОК!
Остановим строительство Томинского ГОК!
Штраф ФМС за «просроченный паспорт» незаконен
Апрельское повышение цен
Информация
Статьи
Закладки

История витража

Трудно с определенной точностью сказать, когда человечество придумало витраж. Первые мозаичные картины с использованием стеклянных элементов ученые находят при раскопках на территории Древнего Рима, Помпей, Геркуланума. Но это, по большей части именно мозаики, поскольку выложены, главным образом, на полу и стенах домов.

Но уже в IV-м веке мы обнаруживаем цветные стекла, прообраз классического витража, на своем классическом месте, в окнах Софийского собора в столице Византии – Константинополе.

Скорее всего, первоначально витражи представляли собой отдельные фрагменты разных по цвету стекол, вставленные в оконные проемы. Своего расцвета витражное искусство достигло в Средние века, когда человек научился изготавливать плоское стекло и окрашивать его обжигом, а также придумал вставлять стекла в специальные свинцовые оправы (возможно, взяв за основу технику инкрустации драгоценными камнями в ювелирных украшениях).

Первые сведения о создании витража в его классическом виде датируются XII-м веком в описании средневекового монаха Теофила. Понимая тот мощный эстетический и даже магический посыл, который несут в себе витражные картины, церковь сделала витражи одним из главных художественных оружий воздействия на человеческие умы. И до сих пор при посещении готических соборов людей охватывает трепет от этого многоцветного великолепия, поражая своей красотой, монументальностью и преклонением перед талантом и мастерством средневековых художников и ремесленников.

Недаром для изготовления витражей церковь привлекала лучших из лучших живописцев и мастеров своей эпохи, явивших миру шедевры древнего зодчества и прикладного искусства по всей Европе: в Италии, Франции, Германии, Англии…

Со временем религиозная тематика стала уступать место светской, а сами витражи нашли свое место в домах зажиточных людей, общественных зданиях. Искусство, призванное служить религиозному культу, стало более доступным. Менялся и подход к обработке стеклянных мозаик.

Техника росписи по стеклу, позволявшая существенно расширить художественную палитру и возможность передать мельчайшие детали и нюансы (при существенном снижении затрат и стоимости), в какой-то период сильно потеснила классический переплетный витраж.

Переломным моментом явился XIX-й век, давший миру и витражному искусству такие прославленные имена как Ля Фарж и Тиффани. Трудам и опытам со стеклом Джона Ля Фаржа мы обязаны появлению молочного стекла с его причудливыми полупрозрачными разводами, имитирующими структуру опала. Льюис Тиффани применил вместо сложной, громоздкой и трудоемкой техники классического витража более тонкую, точную, ажурную и гибкую, с точки зрения художественного воплощения, технику сборки каркаса.

Данные новации позволили вдохнуть новую жизнь в этот вид прикладного искусства, сделали витраж вновь чрезвычайно популярным на волне пришедших в мир художественных стилей неоклассики, модерна (или Арт-Нуво). Причудливые флористические орнаменты стиля модерн пришлись как нельзя кстати новым возможностям витражной техники.

Именно благодаря этим двум замечательным людям витраж из разряда прикладного и утилитарно-оформительского ремесла вновь стал настоящим произведением искусства, каким и остается по сей день.


10.07.2011

author: Вадим Фазуллин 'Baddy Riggo' fv-pro@mail.ru © «Мастер-Мозаик», резка керамогранита

Раздел: Витражи | Просмотры: 3151 | Комментарии: 0
Теги: история, витражи, арт-нуво, Мозаика, художественные стили
Добавить комментарий
avatar